Официальный сайт Контрольно-счетной палаты города Севастополя Главная страницаКарта сайта
Контрольно-счетная палата
города Севастополя

Негосударственный финансовый контроль

Сегодня наиболее актуальными для всех субъектов экономической деятельности становятся проблемы обеспечения сохранности активов, возмещения экономического ущерба и развития инвестиционной привлекательности, которые непосредственно связаны не только с возможностью обеспечить контроль со стороны руководителя органа власти или собственника бизнеса и эффективностью системы государственного финансового контроля, но и с наличием системы негосударственного финансового контроля.

Негосударственный финансовый контроль – контроль эффективности и законности использования финансовых ресурсов со стороны негосударственных организаций в целях обеспечения сохранности
активов (финансовой безопасности) предприятий и организаций и их устойчивого развития.

К негосударственным видам финансового контроля относятся:

  1. Внутренний контроль со стороны собственника.
  2. Муниципальный финансовый контроль.
  3. Контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами.
  4. Контроль со стороны СРО за субъектами саморегулирования.
  5. Контроль со стороны профессиональных объединений за профильными специалистами (участниками рынка).
  6. Специализированный общественный контроль.

Задачи негосударственного финансового контроля:

− наблюдение (мониторинг);
− выявление рисков и угроз;
− документирование нарушений;
− создание условий для привлечения к ответственности;
− возмещение ущерба.

По мнению специалистов, финансовый сектор в России характеризуется такими особенностями, как коррупция в органах власти и недобросовестность участников рынка. Все прекрасно понимают, что право собственности защитить не просто. Все зависит от уровня ресурса тех лиц или преступных сообществ, которые заинтересованы отнять это право путем либо открытого, либо тайного хищения. В преступном мире существует огромное количество технологий мошенничества в отношении объектов прав собственности и правоохранительной системе сегодня крайне сложно защищать эти права.

Наиболее распространенные угрозы – внутренние, т.е. угрозы, связанные с нарушениями и коррупцией в действиях штатных сотрудников, и внешние, которые, в свою очередь, делятся на две составляющие:

− угрозы, связанные с недобросовестными действиями профессиональных сообществ (аудиторов, управляющих компаний, банков, арбитражных управляющих, адвокатов, оценщиков), зачастую действующих в интересах недобросовестных конкурентов или преступных групп, предоставляя им конфиденциальную информацию, а порой принимая непосредственное участие в захватах активов, схемах вывода финансовых ресурсов;

− коррупция и мошенничество в системе органов государственной и муниципальной власти, которые также зачастую используются для реализации механизмов завладения правами собственности.

Ситуация осложняется тем, что сегодняшняя тенденция «вывода активов» зачастую связана не только с материальными ценностями. Реальную ценность в ряде случаев составляют другие активы, такие как уникальные разработки, ноу-хау, высокопрофессиональные кадры. Соответственно, рисков и угроз в условиях рыночной экономики гораздо больше. Очевидно, что только комплексная система контроля в состоянии на государственном уровне обеспечить в Российской Федерации защиту права собственности.

Государственные программы, поручения Президента и Правительства Российской Федерации, нормативные документы высших органов государственной власти и внутренние документы государственных, муниципальных и частных компаний говорят о необходимости развития государственного и негосударственного финансового контроля.

В рамках своей деятельности Контрольно-счетная палата города Севастополя совместно с ведущими научно-образовательными учреждениями Российской Федерации применяет комплексное решение – негосударственный финансовый контроль.

Для целей объединения ресурсов заинтересованных субъектов экономической деятельности, глав внутригородских муниципальных образований города Севастополя, представителей профессиональных сообществ, органов власти и организаций при Контрольно-счетной палате города Севастополя формируется Рабочая группа по развитию негосударственного финансового контроля.